У нас «Нейтральный» взгляд на Salesforce, ведущего игрока на рынке облачных CRM-систем. Безоговорочный лидер корпоративного ПО активно внедряет ИИ-агентов. Это делает решения компании более эффективными. Но рост бизнеса замедляется, налицо структурные проблемы. Наша целевая цена на горизонте 12 месяцев — $263.

CRM-система (Customer Relationship Management) — это программа или онлайн-сервис для управления взаимоотношениями с клиентами.
Главное
- Мировой рынок CRM оценивается в $54 млрд
- Salesforce — безоговорочный лидер, но доля рынка снизилась на 1 п. п. до 20,7%
- По итогам II квартала 2026 финансового года доля ИИ-сегмента в годовой повторяющейся выручке (ARR) уже достигла $1,2 млрд (+120% г/г)
- Несмотря на обратные выкупы, выплаты сотрудникам (SBC) продолжают размывать акционерный капитал
Salesforce (NYSE: CRM) – американская компания, ставшая мировым лидером в сфере облачных CRM-систем. Она предлагает комплексную платформу для управления продажами, маркетингом, обслуживанием клиентов, электронной коммерцией и аналитикой. В экосистему входят решения Sales Cloud, Service Cloud, Marketing Cloud, Commerce Cloud и Platform, интеграционные и аналитические инструменты (например, сервисы Slack и Tableau). Платформа поддерживает автоматизацию бизнес-процессов и использует возможности искусственного интеллекта (Salesforce Einstein, Agentforce), что позволяет компаниям получать сквозную аналитику и персонализировать взаимодействие с клиентами.

В деталях
Доминирование в индустрии, но позиции на рынке постепенно ослабевают
Мировой рынок CRM оценивается в $53 млрд, около 1% совокупных внешних расходов на ИТ и 3,7% всех затрат на программное обеспечение.
Согласно данным HG, лидером в отрасли остается Salesforce с крупнейшей клиентской базой — 327 тыс. организаций. На втором и третьем местах находятся Zoho и HubSpot с 185,8 тыс. и 179,8 тыс. клиентами, соответственно. Они формируют второй эшелон конкурентов.
В совокупности эти показатели отражают высокую концентрацию рынка: Salesforce закрепила доминирующую позицию, а Zoho и HubSpot постепенно наращивают присутствие. Для Salesforce дополнительным стратегическим преимуществом служит крупнейшая база данных более 200 петабайт: она формирует основу для построения «операционной системы агентного предприятия» и развития решений на базе искусственного интеллекта.
Доля Salesforce в CRM продолжает сокращаться до 20,7% в 2024 г. против 21,7% годом ранее и 23,8% в 2021 г., согласно официальным данным. Компания постепенно теряет свою рыночную позицию из-за усиления конкуренции и изменения структуры спроса в отрасли.

Salesforce делает серьезную ставку на искусственный интеллект и занимает ведущие позиции в сегменте агентного ИИ на рынке CRM. Более широкий рынок агентного ИИ ожидает стремительный рост: корпоративные клиенты все активнее внедряют нейросети для повышения продуктивности. Согласно Precedence Research, объем мирового рынка агентного ИИ к 2034 финансовому году достигнет $199 млрд, то есть среднегодовые темпы роста приблизятся к 44%.
ИИ оптимизирует продукты и внутренние процессы
Salesforce активно встраивает ИИ в ключевые продукты со ставкой на Data Cloud и Agentforce. Во II квартале 2026 финансового года ИИ-сегмент уже достиг $1,2 млрд в годовой повторяющейся выручке (ARR) (+120% ко II кварталу финансового 2025 г. или г/г), а количество платных сделок Agentforce превысило 6 тыс. При этом 40% новых контрактов компания заключила с существующими клиентами. Это подтверждает большой спрос и закладывает фундамент для роста выручки, основанный на объемах потребления.
Компания заключила 12 500 контрактов по Agentforce и применяет собственные ИИ-решения для повышения эффективности: поддержка клиентов сокращена на 40% при сохранении уровня удовлетворенности. Таким образом, Salesforce одновременно наращивает выручку от ИИ-продуктов и улучшает внутренние бизнес-процессы. Salesforce внедряет нейросети и во внутренние процессы, что позволяет наращивать операционную эффективность и удерживать рентабельность на уровне 34–36%.

Обратный выкуп не выполнил своей задачи, капитал остается размытым
Рост выручки Salesforce заметно замедлился: по итогам 2025 финансового года (смещенный) лишь 9% г/г до $37,9 млрд против двузначных уровней ранее. Но снижение себестоимости помогло повысить валовую маржу до 77% с 73–75% в прошлые годы. Доля всех статей операционных расходов в выручке сократилась, что позволило повысить операционную маржу до 19% (14% в 2024 г. и 3% в 2023 г.). Финансовая устойчивость также остатся сильной: чистый долг/EBITDA равен –0,3, то есть ликвидность находится в избытке, а баланс остается прочным.
В финансовом 2022 г. компания запустила масштабную программу обратного выкупа на $24,3 млрд и недавно расширила ее еще на $20 млрд. Но акционерная стоимость остается сильно разводненной за счет выплат акциями сотрудникам (SBC) общей суммой в $12 млрд. В результате, количество акций сократилось лишь незначительно — до 962 млн (-1% г/г и -2,7% от 989 млн в финансовом 2022 году старта программы). То есть эффективность байбэков ограничена.
ИИ позволил сократить персонал поддержки клиентов на 44,4%, но общая численность сотрудников по-прежнему растет: 76,45 тыс. к январю 2025 года (+5,1% г/г), то есть расходы на SBC продолжат среднесрочно давить на структуру капитала.

Рынок закладывает в оценку слабый рост выручки
Акции сейчас торгуются с заметным дисконтом к историческим уровням: P/E около 20x против среднего значения за последние два года 25–26x, то есть бумага стоит дешево по сравнению с собственной историей. Фундаментальная причина кроется в замедлении выручки. Рынок закладывает в цену более умеренную динамику. Сильные финансы и ставка на ИИ поддерживают долгосрочную историю компании, но на коротком отрезке слабый рост сдерживают переоценку акций к прежним уровням.

Риски
- Замедление роста выручки — переход от двузначных темпов роста к однозначным ограничивает потенциал переоценки акций
- Усиление конкуренции — давление со стороны Microsoft, Oracle, SAP и нишевых игроков на рынке CRM
- Высокая зависимость от корпоративных ИТ-бюджетов — в условиях экономической неопределенности клиенты могут сокращать расходы
- Необходимость постоянных инвестиций в ИИ и инновации — риск роста затрат, влияющих на маржинальность
Деятельность форекс-дилера по заключению договоров форекс-дилера является исключительной. Форекс-дилер не вправе совмещать свою деятельность с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с другой деятельностью. Деятельность форекс-дилера осуществляет ООО «БКС-Форекс» (ООО «БКС-Форекс», ОГРН 1157746674920, место нахождения: место нахождения: ждения: 129110, г. Москва, проспект Мира, д. 69, стр.1 эт.5, лицензия на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-14117-020000 от 18.11.2021, выдана Банком России). ООО «БКС-Форекс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения упомянутых сделок (операций), либо инвестирования посредством договоров форекс-дилера и(или) в финансовые инструменты. Клиент также несет расходы на оплату услуг форекс-дилера в порядке, установленном Рамочным договором ООО «БКС-Форекс» и Тарифами и комиссионными сборами ООО «БКС-Форекс», размещенными на сайте форекс-дилера https://bcs-forex.ru/company/documents/. Информация, предоставляемая инвестору в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями стандартов саморегулируемых организаций доступна на сайте форекс-дилера https://bcs-forex.ru/company/disclosure/.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение заключить (приобрести), или расторгнуть (продать) какие-либо договоры форекс-дилера, финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой договоров форекс-дилера и(или) финансовых инструментов. Предлагаемые к заключению договоры и(или) финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны (Уведомление о рисках, связанных с заключением, исполнением, прекращением обязательств по рамочному договору и отдельным договорам, заключаемым форекс-дилером с физическим лицом). Перед принятием инвестиционного решения инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски.
Любой доход, полученный от инвестиций посредством договоров форекс-дилера и(или) в финансовые инструменты, может изменяться, цена или стоимость таких инвестиций может как расти, так и падать. Соответственно, инвесторы могут потерять либо все, либо часть своих инвестиций. Кроме того, историческая динамика котировок не определяет будущие результаты.
Информация и мнения были получены из открытых источников, которые считаются надежными, но ООО «БКС-Форекс» не дает никаких заверений или гарантий относительно точности данной информации. Мнения, содержащиеся в настоящем аналитическом материале, отражают текущие суждения аналитиков и могут быть изменены без предварительного уведомления. В связи с вышесказанным, данный аналитический материал не должен рассматриваться как единственный источник информации. Ни ООО «БКС-Форекс», ни ее филиалы и сотрудники не несут никакой ответственности за любой прямой или косвенный ущерб, вытекающий из или каким-либо образом связанный с использованием информации, содержащейся в настоящем аналитическом материале, а также за ее достоверность.
Этот аналитический материал не может быть распространен, скопирован, воспроизведен или изменен без предварительного письменного согласия со стороны ООО «БКС-Форекс». Дополнительную информацию можно получить в ООО «БКС-Форекс» по запросу.